Аннотация – важный компонент любой научной статьи. Её наличие необходимо не только в связи со сложившейся традицией, но также связано с вполне конкретными требованиями различных научных журналов, принимающих статьи к публикации. Она нужна по нескольким причинам.
Во-первых, аннотация – это краткая выдержка сути статьи, её смыслового содержания. В ней описывается научная новизна и теоретическая (либо реже практическая) актуальность материала. Она позволяет ознакомиться со смыслом статьи ещё не приступая непосредственно к её чтению;
Во-вторых, не менее важная причина, по которой издательства в обязательном порядке требуют наличия аннотации, а также «ключевых слов» – в особенностях осуществления поиска по научным статьям. Специальные поисковые системы по научным трудам были бы неэффективны, если бы искали исключительно по названию или автору работы: они должны понимать содержание статьи. При этом, большинство издательств предлагают статьи только по подписке – работая на общественных началах, у них не будет возможности продолжать своё существование, ведь печать журналов даже небольшим тиражом требует существенных денежных затрат. Таким образом, наличие аннотации и ключевых слов – прекрасный выход из этого положения: открыв доступ к аннотации, человек не получает статью бесплатно, при этом может ознакомиться с её основными положениями и затрагиваемыми вопросами. В свою очередь, благодаря этому научные поисковые системы позволяют находить материалы по интересующей вас теме, при этом оставаясь полностью легальными.
Как написать аннотацию к научной статье
В отличие от введения курсовых и дипломных работ, к аннотации научной статьи нет жёстких требований по части структуры или наличия в ней определённых понятий. Указание таких аспектов, как цель и задачи, предмет и объект, не является обязательным, но если вы хотите упомянуть их, можете сделать это в любой удобной вам форме. Тем не менее, в аннотации желательно раскрыть такие компоненты научной статьи, как актуальность, постановка и пути решения проблемы, результаты и вывод.
На аннотацию накладывается иное требование – она должна быть такой, чтобы по прочтении её человек мог понять смысл научной статьи, её отличие от других работ и пользу, которую она может принести другому исследователю. Для этого необходимо обстоятельно и ответственно подойти к написанию аннотации, чтобы в краткой, лаконичной форме, не выходя за пределы 500 символов уложить всё самое важное, касающееся содержания статьи и её особенностей.
К слову, далеко не всем понятно, что такое 500 символов. Это примерно четверть страницы А4, если писать в соответствии с привычными требованиями к оформлению научных работ – полуторным интервалом и четырнадцатым кеглем шрифта Times New Roman.
Говоря о ключевых словах, хотим заметить, что это одно из формальных требований, связанное, как мы уже говорили, с особенностями поиска по научным трудам. Ключевые слова (keywods) на языке поисковых систем – это основные понятия, исследуемые или затрагиваемые в работе. Исходя из этого, пишите ключевые слова, во-первых, объективно и по существу, во-вторых, необязательно делать это формально – вы можете использовать и некоторые синонимы понятий, даже если в тексте работы вы ими не пользовались. Словом, исходите из того, каким языком и понятийным аппаратом будет пользоваться человек, который захочет найти материалы по теме, которая освещается в вашей статье.
Аннотация (образец)
Компонент аннотации | Описание | Пример |
Актуальность | Начинать аннотацию необходимо с актуальности. Она должна отвечать на вопрос, почему вы выбрали именно такую тему. Актуальность раскрывает важность исследуемой проблемы | В последнее десятилетие блоги стали важным социальным институтом, используемым при изучении иностранного языка |
Постановка проблемы | За актуальностью должно следовать обозначение проблемы, на решение которой была направлена ваша исследовательская работа | Тем не менее, в научной литературе всё ещё отсутствуют исследования данного феномена с точки зрения социокультурных компетенций, развивающихся у изучающих язык подобным образом |
Пути решения проблемы | Данный компонент аннотации отражает конкретные шаги, направленные вами на решение обозначенной проблемы | В первую очередь, нами был выявлен компонентный состав социокультурных компетенций. За этим последовала разработка методики формирования таких компетенций средствами блога, проведение соответствующего эксперимента и сбор полученных данных |
Результаты | При изложении результатов рекомендуется пользоваться общими словами вроде «доказала эффективность», «оказалась неэффективной» и т.п. Излагать количественные показатели в аннотации не следует | Результаты исследования подтвердили гипотезу о возможности эффективного формирования социокультурных компетенций с помощью блога |
Вывод | Аннотация должна завершаться описанием сферы внедрения результатов проведённой исследовательской работы | Полученные результаты говорят о высоком потенциале блогов как средства развития социокультурных компетенций в рамках изучения иностранного языка |