Структура естественнонаучного познания

Исследование редко начинается с изучения фактов – этому этапу всегда предшествует выдвижение проблемы. Это и определяет основную функцию науки – когда обнаруженные факты не получается объяснить с прежних позиций знания, на помощь приходит именно она. Возникающая таким образом проблематика характеризует потребность определения, в чём именно новые факты не согласуются с имеющимися эмпирическими и теоретическими познаниями. В роли пробного решения такой проблемы обычно выступает гипотеза, подробно анализируемая прежде чем быть выдвинутой. На основе данного обстоятельства выводятся следствия, позволяющие начать эмпирическое исследование проблемы.

Наука состоит из наблюдений и экспериментов, гипотез, теорий и аргументации. Структуру научного познания можно изобразить схематично:

  1. Эмпирический факт – начало любого научного исследования (к примеру, падение яблока);
  2. Научный факт – эмпирический факт, ставший отправной точкой;
  3. Наблюдение – исследовательский метод. В некоторых науках является единственным и главным эмпирическим методом – к примеру, в астрономии;
  4. Действительный эксперимент – реальное испытание объекта исследования, особенностью которого является то, что его способен воспроизвести любой исследователь в любой момент времени (к примеру, толкнуть яблоню и увидеть, что будет с плодами дерева);
  5. Модельный эксперимент – воспроизводимый только на моделях, т.е. объектах, пропорционально уменьшённых относительного непосредственно изучаемых;
  6. Мысленный эксперимент – эксперимент, предлагающий представить нечто не существующее в реальности для проведения необходимых операций в уме, абстрактно. Само представление имеет большое значение, ведь понятия – слова, имеющие определение – явление не эмпирическое, а рациональное; они берутся из чувственного опыта. Мысленный эксперимент тесно связан с идеализацией, занимающей важное место в науке. Очень часто исследователям приходится обращаться к каким-то недоступным идеалам, и хорошим тому примером может быть «идеально тёмное тело».

Продолжая речь о мысленном и, в частности, идеализации, хочется отметить, что это лишь промежуточная стадия. Главной целью науки, безусловно, является выдвижение гипотез и теория как эмпирически (т.е. «опытно») подтверждённая гипотеза.

Понятия имеют огромное значение для науки. Давая определение понятию, мы получаем возможность разобраться в соответствующем объекте или явлении максимально глубоко. Определить понятие – значит понять его.

Формирование понятий относится к более высокому уровню исследования – не эмпирическому, а теоретическому. Но прежде всего необходимо зафиксировать результаты эмпирики.

  1. Фиксация результатов эмпирической стадии исследования преследует цель сделать доступными их проверку для каждого, чтобы любой исследователь мог повторить данный опыт и убедиться в нём;
  2. Эмпирическое обобщение производится на базе эмпирических исследований. В эмпирических науках – ещё их иногда называют описательными – на этом этапе и заканчивают исследование. Но в теоретических, экспериментальных науках это лишь начало, на основе которого формулируется гипотеза;
  3. При выдвижении гипотезы принимают во внимание не только её согласованность с эмпирическими данными, но также учитывают и ряд методологических принципов, получивших название критериев красоты, простоты, экономии мышления и т.п.

Далее происходит формулирование гипотезы и проверка её на опыте, а также формулирование новых понятий, выведение терминов и определение их значения, выведение закономерностей и законов. Завершает данный этап собственно построение теории, которая также предполагает возможность опытной проверки. Она будет актуальна ровно до тех пор, пока не будет предложена более совершенная и полная теория – теория, лучше и точнее объясняющая имеющиеся факты.

Одним из важнейших научных принципов, использующихся на данном этапе, является принцип фальсифицируемости научных положений – теории, которые нельзя опровергнуть, нельзя и подтвердить, потому они и не могут рассматриваться наукой.


Скидка 20% на любую учебную работу