Описание процесса исследования

Текст научной работы должен отличаться крайней последовательностью и логичностью. Любую ошибку исследователя можно объяснить как нарушение какого-либо логического закона, ведь любые недостатки исследования в конце концов сводятся именно к ним – законам тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

  1. Закон тождества гласит: предмет мысли в рамках одного рассуждения не должен видоизменяться. Все понятия и суждения должны нести однозначный характер, не быть двусмысленными или неопределёнными. Нарушение этого закона приводит к так называемой «подмене понятий», когда различные предметы ошибочно описываются как один и тот же предмет;
  2. Закон противоречия. Согласно ему, противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными. Не следует допускать противоречивых утверждений, это приводит к путанице и невозможности сделать какой-либо вывод. Данный закон широко используется в доказательствах: «если что-либо действительно истинно, то противоположное ему – ложно»;
  3. Закон исключенного третьего. Этот закон связан с предыдущим и утверждает, что из двух противоречивых суждений одно всегда будет ложным, а другое – истинным, и третьего не дано;
  4. Закон достаточного основания выражает требование обоснованности суждений. Этот закон гласит: любое суждение, используемое в работе, прежде чем рассматриваться как истинное, должно быть обосновано.

Любое умозаключение можно квалифицировать как дедуктивное или индуктивное.

Дедуктивными называют такие умозаключения, в которых вывод о частном делается на основании знания об общем: «Все металлы обладают ковкостью. Серебро – металл, а значит, он обладает ковкостью».

Проблемой дедукции является то, что подобный ход мысли будет истинным только при условии абсолютной истинности исходного знания. Если исходное знание о какой-либо общности неполное или неточное, дедукция может привести к ошибочным умозаключениям.

Индуктивные умозаключения строятся наоборот – от частного к общему, когда на основании знания о нескольких элементах какого-либо класса делается вывод обо всём классе в целом. Индукция бывает полной и неполной. Полная индукция подразумевает вывод о классе на основе изучения всех его составляющих. Для этого также требуется знание о том, что изучены действительно все элементы класса. Неполная индукция, исходя из логики, не может ничего утверждать, ведь она подразумевает изученность только какой-либо части или группы элементов, а значит, оснований для верной характеристики всего класса попросту не может быть. Тем не менее, неполная индукция широко используется в построении гипотез и формулировании предположений: если мы изучили только часть металлов, и все они – ковки, можно предположить, что это общее свойство всех металлов. По этой причине за неполной индукцией должен следовать поиск доказательств и, собственно, научное исследование.

Известный американский специалист по ораторству, Поль. П. Сопер, в книге «Основы искусства речи» предлагает следующие рекомендации для построения умозаключений:

  1. Необходимо установить, верен ли пример, являющийся основной обобщения. Его ошибочность может подорвать доверие не только к самому умозаключению, но и к его автору;
  2. Следует знать, имеет ли этот пример действительное отношение к умозаключению. Предположим, что краска какой-либо марки дешевле, чем краска остальных марок. Значит ли это, что она выгоднее? Нет, т.к. подобный факт не обладает качеством относимости к выводу – из него следует только то, что эта краска дешевле, ведь об остальных важных свойствах ничего не сказано. Выгоду в таком случае определяет не только цена, но и качество. Это одна из самых распространённых ошибок в индуктивных заключениях;
  3. Нужно определить, достаточно ли приведено примеров. Если вам не понадобилось какое-либо знание, это не значит, что оно в принципе бесполезно (для всех). Как мы уже говорили, за неполной индукцией должны следовать только гипотезы и предположения, но никак не выводы. И в этом случае это абсолютно правильно – ведь вам известно о бесполезности какого-либо знания только для вас, и вы не учитываете опыт остальных его носителей;
  4. В конце концов, необходимо установить, типичны ли подобранные примеры. Вполне возможно, они являются исключительными или просто случайными.

Скидка 20% на любую учебную работу