Научное изучение как основная форма научной работы

Самые разнообразные научные исследования объединяют общие методологические подходы:

  1. Исторический подход, предполагающий целостность взгляда на объект изучения, реализуемую посредством его рассмотрения в контексте собственного развития, а также во временнóм срезе.
  2. Преемственность результатов новых научных исследований и ранее известного: лучшее и прогрессивное из прежних знаний переходит в новейшее понимание, давая ему силу и актуальность.
  3. Поисковые исследования, заглядывающие в будущее. Всё это тесно связано с воображением, фантазией и даже мечтой – а фактически, сложнейшими исследовательскими методами (абстракция, моделирование и проч.). Подобная работа, тем не менее, должна базироваться на фактах и реальных достижениях науки и техники. Подобные исследования представляются важнейшим фактором развития науки.
  4. Научная объективность: не стоит отбрасывать какие-то факты в сторону только по той причине, что они труднообъяснимы или же им сложно найти практическое применение. Для подлинно объективной научной картины исследователю необходимо учитывать все составляющие. Дело в том, что сама сущность нового в науке далеко не всегда видна сразу. Новые научные факты из-за своего ещё недостаточного изучения в какой-то момент могут показаться малозначимыми. При этом, зачастую именно такие факты и таят в себе важнейшие знания, связанные с большими научными открытиями.

В науке недостаточно установить какой-либо факт – необходимо дать ему объяснение с точки зрения современных научных подходов, показать его практическое и теоретическое значение.

Накопление различных научных фактов в ходе исследования – по-настоящему творческий процесс, всегда базирующийся в первую очередь на авторской концепции исследователя. В философском определении подобная концепция – вершина человеческой мысли, а также форма отражения реальности. Идея (концепция) отлична от других форм научной мысли: в ней не только отражается объект изучения, но также аккумулируется осознание целей, перспектив познания и практического преобразования действительности.

Логическая схема научного исследования

  1. Обоснование актуальности выбранной темы – первоначальный этап любого исследования. На освещение актуальности необязательно тратить много слов – нужно стремиться к краткости и лаконичности. Начинать издалека также не стоит, достаточно сделать это в одном абзаце, главное – изложить суть проблемной ситуации, ведь в её контексте актуальность исследования становится практически очевидна. Формулировка проблемы – важнейшая часть введения;
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования. Обычно данный пункт оформляется в виде перечисления, основными словами здесь служат: изучить, описать, установить, выяснить и т.п.;
  3. Определение объекта и предмета исследования. Объектом является процесс или явление, в рамках которого рождается проблемная ситуация. Предмет – это нечто находящееся в этих границах, собственно, «на предмет чего» будет проходить исследование;
  4. Выбор и использование методов (методик, методологии) научного исследования. Этот сложный вопрос мы уже рассматривали в соответствующей статье.

Эти четыре пункта описывают непосредственно само исследование. О процессе его описания – т.е. фиксации не только самого исследования, но и его результатов (выводов) в виде научной статьи или какой-либо работы – более подробно мы рассказываем в следующем материале.