Метод – это комплекс действий, нацеленных на достижение желаемого результата. В современном мире наука держится на особой методологии – совокупности различных методов и непосредственно учении о методе. Одновременно с этим, каждая наука связана не только с определённым предметом исследования, но также и с особым методом.
Следует адекватно понимать, что методология социального знания отличается от методологии естественных наук. Во-первых, социальное познание предполагает саморазрушающийся результат, во-вторых, если в естественнонаучном познании все факторы имеют равное значение, то в социальном познании это не совсем так. По этой причине методология социального познания вынуждена не сколько обобщать факты, сколько иметь дело с условно индивидуальными фактами.
Современная наука отличается тенденцией к сближению гуманитарной и естественной методологии, тем не менее, между ними остаются принципиальные различия. Общность научного знания образуется в диалектическом взаимодействии – дифференциации и интеграции знания в контексте развития конкретных наук.
Самые радикальные научные изменения связывают с научными революциями. Они сопровождаются не только пересмотром, но и уточнением, критикой имеющих место быть идей, программ и методов исследования. Все это сегодня называют парадигмой науки. Эволюция парадигмы связана с процессом взаимодействия и развития двух процессов, уже известных вам – дифференциации и интеграции знаний.
Дифференциация научного знания
Дифференциация научного знания является естественным этапом развития науки и выражается в глубоком и тщательном изучении конкретных процессов и явлений какой-либо области действительности. По итогам подобного изучения возникают самостоятельные научные дисциплины, обладающие определёнными предметом и методологией познания.
Наука вырабатывает для себя средства и методы, нужные ей для преодоления границ ограниченного, дисциплинарного подхода к рассмотрению окружающего пространства. Наиболее современный подход можно назвать интегративным. Его фундаментальные законы отражают целостность и единство природы.
Интеграция научного знания
Когда биологам пришлось пользоваться физическими методами в собственных исследованиях, она смогла достигнуть впечатляющих результатов. Они завершились возникновением новой науки – биофизики. Подобным образом возникли и биохимия, геохимия, геофизика и многие другие науки. Важное место в современной науке занимает системный метод, позволяющий рассматривать явления и предметы в их взаимосвязи. По этой причине системный метод – наиболее эффективное средство интегративных исследований.
Научный метод
Научный метод – яркое воплощение единообразия всех видов знания о мире. Тот факт, что познание в технических, естественных, гуманитарных и социальных науках в целом происходит согласно единым принципам и способам деятельности, говорит, с одной стороны, о единстве и взаимодействии наук, с другой – о том, что у этих наук существует единый источник знания, которым является окружающая нас объективная реальность, а именно общество и природа.
К первым относят наблюдение, описание, измерение и эксперимент. На теоретической же стадии обращаются к абстракциям и выработке понятий, выстраивают гипотезы и теории, формализуют законы науки. К теоретическим методам исследования относят формализацию, аксиоматизацию и гипотетико-дедуктивный метод.
Но в науке применяют не только собственно научные, но и общие методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, абстрагирование, обобщение, моделирование. Более подробно о методах исследования можно прочитать здесь.