Методы исследования в курсовой работе (пример)

В введении курсовой работы необходимо указывать, какими методами студент пользовался в своём исследовании. Но что подразумевается под «методом»? Это слово на многих языках звучит практически одинаково, а пришло оно в них из древнегреческого, в котором оно значило «путь». В нынешней научной практике это слово означает примерно то же самое: под методом понимается некая последовательность шагов, которую необходимо совершить, чтобы решить какую-либо задачу или достичь некоторой цели.

Какие бывают методы исследования?

Методы делятся на общенаучные и узкоспециализированные, применимые лишь к отдельной области знаний. Общенаучные методы несложно запомнить, ведь к ним относятся те методы, которыми мы пользуемся не только в науке, но и в повседневной жизни: это анализ, прогноз, наблюдение, а также многое другое, что мы делаем почти каждый день. К узкоспециализированным, а точнее сказать, к специфическим или «локальным», можно в качестве примера отнести следующие:

Включенное наблюдение, интервью, опрос – в социологии;
Периодизация, синхронический и диахронический анализ – в истории;
SWAT-анализ, графический метод и агрегирование – в экономике;
Контент- и дискурс-анализ, сравнительный анализ – в любых гуманитарных и общественных науках.

Но методы можно классифицировать не только по этим признакам. Традиционно все методы делят на теоретические и эмпирические – с точки зрения сферы применения. Иногда также выделяют «экспериментально-теоретические». Остановимся на двух основных видах подробнее.

 

Теоретические методы исследования

Анализ – т.е. деление процесса или явления на составляющие, а также обратный ему синтез.

Дедукция – метод, в котором по ряду общих для чего-то свойств делается вывод о чем-то конкретном (частном). Классическим примером является умозаключение «если все люди смертны, а Сократ – человек, следовательно, Сократ тоже смертен».

Индукция – обратный дедукции метод, требующий большего внимания. По законам логики, следствием индукции может являться только гипотеза – т.е. нечто, требующее доказательств. Только в том случае, если были изучены все предметы или явления какого-либо класса (всё «частное»), индукция называется «полной» и её следствием может быть умозаключение. («Возраст всех учеников этой школы – от 6 до 17 лет, следовательно, никто из школьников не старше 17»). Индукция, в которой были рассмотрены только некоторые предметы или явления, следствием которой должна являться гипотеза, называется неполной.

Идеализация – метод исследования, при котором понятия конструируются о таких объектах, которые лишь обладают качествами реальных, и в действительности такими не являются.

Абстрагирование как метод исследования – это отвлечение от незначительных в каком-либо контексте свойств с целью выявления таких свойств, которые представляют в данном контексте большую ценность. К примеру, для того, чтобы дать определение человеку как субъекту права, необходимо отбросить физиологические, социальные и прочие свойства человека.

Формализация – процесс, отчасти родственный идеализации и абстрагированию, заключающийся в представлении каких-либо объектов в знаковой форме с помощью различных искусственных языков, к которым относятся языки математики, физики, химии и других наук.

Обобщение, классификация, прогнозирование – думаю, здесь всё понятно.

Что относят к эмпирическим методам исследования?

К эмпирическим, т.е. к практическим методам, относят эксперимент, наблюдение, измерение и сравнение, а также в зависимости от области знаний – интервью и фотографирование, анкетирование и опрос, собеседование, тестирование, а также многое другое. В каждой науке эмпирические методы могут быть свои.


Скидка 20% на любую учебную работу