Заключение магистерской диссертации, пример (ВАК)

Заключение – обязательный структурный раздел любого масштабного исследования, уже знакомый студентам по курсовым работам. Заключение выполняет сразу несколько функций: с одной стороны, именно там впервые подводится итог всему предшествующему материалу, с другой – заключение представляет собой своеобразный «реферат» диссертации, помимо выводов там также описывается ход и содержание исследования.

С этой точки зрения заключение имеет много общего с введением, и это действительно так. Введение и заключение – зеркальные композиционные разделы, образующую некую «арку», возвышающуюся над основной частью диссертации. Они открывают и замыкают (закрывают) исследование.

По этой же причине структура заключения диссертации может отчасти соответствовать структуре введения. Это связано с тем, что в заключении могут повторяться некоторые элементы введения, но более свободно и уже с другого ракурса. Особенное внимание следует уделить цели и задачам, а также гипотезам. Первое должно быть представлено теперь как успешно достигнутое (желательно), а гипотезы – как доказанные или опровергнутые.

Добавим, что использование элементов введения в заключительном разделе желательно, но их количество и порядок остаются на усмотрение диссертанта. Вы можете как обратиться к каким-то из них, так и нет – всё зависит от того, на чём вы хотите сделать акцент в заключении, и что считаете особенно важным.

Заключение предполагает наличие вывода. Безусловно, уровень и статус диссертационного исследования предполагает наличие вывода по каждой главе, но общие итоги необходимо подвести именно в заключении. Следует дать оценку не только полученным результатам, но и их месту в науке и жизни (теоретическая и практическая значимости, которые также обычно описываются и во введении).

Защита диссертации проходит в рамках диссертационного совета, и в случае магистерской – ввиду того, что магистерская диссертация является выпускной квалификационной работой, – его роль выполняет ГАК (государственная аттестационная комиссия). По этой причине уместнее говорить именно о её требованиях (а не ВАКа, т.е. высшей аттестационной комиссии, принимающей кандидатские и докторские), а также о внутривузовских требованиях, регламентируемых в методических рекомендациях. Как правило, эти требования выглядят следующим образом:

  • В заключении необходимо выделить и обобщить наиболее существенные выводы исследования. Это выводы, служащие главной цели работы, т.е. подтверждению (реже опровержению) выдвигаемой гипотезы;
  • Выносимые на защиту положения — краткая редакция выводов из заключения;
  • Желательно делать небольшие выводы по каждой главе –на их основе было легче формулировать заключение;
  • Промежуточные выводы должны иметь определённую связь с заявленной гипотезой;
  • Разумно писать заключение в последнюю очередь (что также относится и к введению);
  • В заключении не стоит пользоваться громкими, пафосными формулами вроде «обобщающий вывод», «универсальная рекомендация», а также делать излишне смелые прогнозы. Лучше ограничиться лишь констатацией фактов и определением имеющихся тенденций, но не более;
  • Без ясного заключения научная работа не имеет права на существование, ведь заключение является её концентрированным итогом, раскрывающим конечный смысл, предназначение исследования.

Пример заключения

Успешная реализация ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры – залог не только ликвидации негативных последствий задержки психического развития, но и будущей социальной интеграции. Усвоенные, «примеренные» ребёнком роли ложатся в основу будущих социальных взаимоотношений, а процессы развития речевых и коммуникативных качеств, сопровождающие сюжетно-ролевую игру, вносят существенный вклад в общее развитие ребёнка.

Важными особенностями сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста являются комплексный характер воздействия, обогащение культурно-социального опыта, овладение различными формами отношений и действий, широкое творческое развитие. Сюжетно-ролевая игра по своей природе является подлинно творческой игрой, в ней происходит постоянное качественное преобразование, развитие знаний и впечатлений, умений ребёнка. Всё это в совокупности делает её формой практического познавания окружающего мира, а также одним из важнейших средств личностного и творческого развития. По этой причине для полноценного развития детей дошкольного возраста просто необходимо пользоваться потенциалом творческой, сюжетно-ролевой игры.

Изучая различные теоретические источники, нетрудно прийти к выводу, что ролевые взаимоотношения, являющиеся основной сюжетно-ролевой игры, уже многие десятилетия исследуются в рамках различных наук – от педагогики до возрастной психологии, а также в сфере, объединяющей эти научные направления – в теории педагогической коррекции.

Эти исследования утверждают, что сюжетно-ролевая игра является естественным этапом развития ребёнка. В дошкольный период игра является основной, ведущей деятельностью ребёнка. Начинаясь от предметной – сначала неспецифической, затем специфической – и переходя к сюжетно-ролевой, ребёнок проходит естественные стадии развития не только своей личности, но и многих психических процессов. Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.

Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.

Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.

Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка.       Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.

Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.

С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.

Скачать образец в формате .docx


Скидка 20% на любую учебную работу