Дуплом.Журнал

Научная новизна диссертации

Как известно, научная новизна является не только важным пунктом практически любого серьёзного исследования, но и его обязательным свойством. Как формальный элемент диссертации, она оформляется в разделе «введение». К этому мы ещё вернёмся, но сначала поговорим о содержательном аспекте данного понятия.

Сложно представить диссертацию без научной новизны. Тем не менее, вдумаемся в эти слова: новизна противопоставляется уже известному, привычному – а значит, научная новизна также тесно связана с вопросом плагиата. Но плагиат – понятие довольно банальное, и в контексте современного образования и способов проверки оригинальности научных работ означает только буквальное повторение чужого текста; научная новизна же является понятием более широким, и подразумевает новизну идейного, методологического характера. Диссертация, написанная не для галочки, отличается именно этим – она представляет собой комплекс свежих, неповторимых мыслей, при этом существующих в контексте исторического развития науки. Таким образом, диссертация является продолжением трудов предшественников, хотя зачастую может и противопоставляться им. В любом случае, диссертация должна быть шагом вперёд, а не назад, и понятие научной новизны отражает это свойство – естественную потребность диссертационного исследования.

Наличие оформленной (описанной) научной новизны в диссертации регламентируется требованиями Высшей аттестационной комиссии. Они гласят, что в диссертации должна содержаться «совокупность новых результатов и положений».

От себя добавим, что научная новизна – важный полемический элемент защиты диссертации, всегда вызывающий вопросы со стороны оппонентов, стремящихся опровергнуть научную новизну как основную ценность исследования. Помимо этого, на научную новизну обратят внимание и рецензенты – во время написания отзыва на вашу диссертацию и её автореферат.

По этой причине к оформлению научной новизны следует подойти крайне ответственно. Согласно имеющимся нормам, описывать научную новизну можно не только во введении, но и в первой главе – в случае, если начало диссертации посвящено глубокому анализу источников и использованной литературы. Если вы пойдёте по этому пути, постарайтесь также учитывать контекст, описывая научную новизну именно с точки зрения отличия вашей работы от тех статей, диссертаций и монографий, которые были написаны до вас. Строго говоря, никто не запрещает описывать научную новизну и в каком-нибудь другом структурном разделе исследования – но скорее дополнительно.

Научная новизна может быть доказана не только в контексте анализа литературы, но и практически. В таком случае следует привести имеющиеся у вас патенты (свидетельства) и акты внедрения разработок. Если ваше новаторство состоит из нескольких достижений, желательно привести доказательства востребованности и практической применимости по каждому из них.

Напрашивается вывод: научная новизна может быть очень разнообразной. В некоторых случаях она носит скорее теоретический характер, заключаясь в различных методиках, концепциях или моделях. В других – имеет исключительно практическую ценность, когда полученный исследователем опыт позволяет модернизировать производство, а теоретические разработки могут быть внедрены в какую-либо сферу человеческой деятельности. Следовательно, не менее разнообразными будут и способы описания научной новизны.

Для успешного оформления научной новизны старайтесь отталкиваться от слова «впервые», а также используйте словесные конструкции, построенные на противопоставлении («в отличии от бытующих представлений», «вопреки концепциям прошлого века» и т.д.) – конечно же, если это оправдано самим исследованием и может быть доказано.

Научная новизна магистерской диссертации (пример)

Научная новизна работы состоит в проведённой автором нейропсихологической диагностике и коррекционной работе со старшими дошкольниками с ЗПР, что позволило разработать новейший методический комплекс по ликвидации последствий задержки психического развития в рамках развития ролевых взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.


Помощь от авторов этой статьи


«Дуплом.Журнал» — образовательный проект. Если вам нужна наша помощь, воспользуйтесь нашим сервисом.