Как написать введение к дипломной работе

Введение – обязательный структурный раздел дипломной работы, к моменту выпуска уже хорошо знакомый студентам, привыкшим писать введение для курсовых.

В течение времени было выработано правило: сначала пишется основная часть, потом введение. Просто потому что введение описывает, аннотирует уже проведённое исследование. Иначе вы либо станете заложником своего же описания, либо, что более вероятно, будете вынуждены его переписать. Введение академической работы – не литературный пролог, пишите его на пару с заключением.

«Дипломная» – вид выпускной квалификационной работы. Всего их существует три: выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста и магистерская диссертация. Данное деление, появившееся в отечественном образовании относительно недавно, вносит некоторую путаницу. Хоть бакалаврская работа и может иметь некоторые особенности, обычно они касаются скорее уровня подготовки студента, а не структурной композиции, единой для всех видов ВКР, поэтому данная статья подходит не только специалистам, но и бакалаврам. Магистерским диссертациям у нас посвящён отдельный материал.

Введение – традиционный раздел, и потому и в курсовой, и в дипломе он пишется примерно одинаково. Тем не менее, отличия есть. Помимо различий в объёме, – введение диплома должно занимать около трёх страниц, а не двух, – из методических рекомендаций различных вузов мы почерпнули следующую тенденцию: чем выше уровень работы, тем строже структурируется введение.

Плохо Хорошо
Начать с введения, скопировав его структуру из чужой работы Написать введение после основной части, руководствуясь методическими рекомендациями и советами научного руководителя

Если в курсовой введение можно написать достаточно свободно, то для выпускной работы бакалавра или специалиста введение рекомендуется составлять почти что исключительно из предложенных элементов. Их полный список формируется кафедрой, и его состав может иметь какие-либо локальные особенности – общепризнанного стандарта, несмотря на типичность таких элементов, пока что не наблюдается. Так или иначе, этот список будет примерно следующим:

Актуальность

Как правило, введение открывается актуальностью темы (иногда – исследования). Зачастую её описание занимает наибольший объём во введении. Актуальность следует представлять достаточно обобщённо, чтобы она была более широкой, чем теоретическая и практическая значимости. Помимо этого, актуальность – это ещё и ответ на вопрос «зачем», в отличие от двух других упомянутых элементов, призванных охарактеризовать достоинства работы.

Описывать актуальность в большинстве гуманитарных дисциплин наиболее легко отталкиваясь от общественного запроса, пользуясь следующими клише: «чтобы решить те задачи, которые возникли перед обществом XXI века в связи с этим явлением, возникла потребность изучить его, дать ему объективную, научную характеристику», «перед современным обществом возникла потребность изучить данный феномен» и т.д.

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования – понятия, хорошо известные у нас, но в данном контексте совершенно незнакомые зарубежным исследователям. Доставшись в наследство от советской эпохи, они плотно утвердились в отечественной науке как одни из основных понятий введения. Тем не менее, их смысл понимают далеко не все – и не только студенты, но и педагоги, вводящие первых в заблуждение своими «авторскими» определениями.

Несмотря на разницу в понимании, большинство мнений сходятся в том, что объект всегда «шире» предмета. Эту расхожую точку зрения можно удачно проиллюстрировать с помощью диаграммы Эйлера:

Это определение никак не противоречит действительности (объект и предмет – общее и частное), но допускает слишком разнообразные трактовки. Иначе говоря, оно недостаточно точное.

Некоторые педагоги рекомендуют студентам в качестве объекта писать тему работы, а в качестве предмета – то, что непосредственно изучается в рамках этой темы. Это неплохой совет, но не универсальный – формулировка темы далеко не всегда соответствует объекту исследования. Следуйте ему в том случае, если уверены в его целесообразности, либо если на этом настаивает ваш научный руководитель.

Лучше всего о соотношении объекта и предмета высказался Ф. А. Кузин: «Предмет исследования – всё то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения». Мы предлагаем отталкиваться именно от такого определения. Объект и предмет отвечают на два вопроса: что мы изучаем и на предмет чего.

Неправильно Правильно

Объект выбран правильно, хотя следовало бы уточнить, чьё родословие, иначе это воспринимается как изучение родословия вообще, как явления.

Предмет же охарактеризован ошибочно, т.к. ничья родословная не может включать в себя никакое «изучение». Кстати говоря, довольно распространённая ошибка, ведь по сути это тавтология. Получается так: «предмет исследования – изучение (т.е. то же исследование)».

  1. Объект и предмет соотносятся как общее и частное, что верно;
  2. Объект отражает изучаемое, предмет – конкретный аспект изучаемого, в данном случае параметр («уровень подготовленности»).

В случае с родословной следовало бы задуматься, зачем вообще проводится исследование, и в зависимости от этого выбрать правильную формулировку предмета. Вполне подошло бы что-то вроде «объект – родословие N, предмет – генеалогическое древо». Идеальным же было бы определение в качестве объекта архивных документов, а собственной родословной – уже как предмета изучения.

Цель и задачи дипломной работы

Цель и задачи – важный элемент введения. Чтобы правильно их сформулировать, нужно знать их соотношение. В отличие от задач, которых должно быть несколько, цель дипломной работы всегда формулируется в единственном числе.

Исследование, анализ и другие аналогичные процессы не могут быть целью дипломной. Цель должна подразумевать некий результат, а её формулировка предполагать возможность проверки его достижения. Таким образом, правильнее всего начинать цель со слов «определить», «выявить», «разработать», «дать оценку» и т.д.

После того, как вы определились целью, важно грамотно сформулировать задачи исследования. Как правило, они соответствуют этапам достижения цели, олицетворяя последовательность шагов, которую необходимо проделать, чтобы достичь обозначенного результата, либо просто являются её составляющими. В первом случае можно отталкиваться от плана и содержания работы, формулируя задачи на основе последовательности глав.

Оптимальное количество задач – 3-5 штук, но в зависимости от общего объёма работы и глубины темы их может быть и больше. Подробную и точную информацию о желаемом количестве задач можно найти в методических рекомендациях учебного заведения или узнать у своего научного руководителя.

Методы исследования в дипломной работе

Традиционно все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. К первой категории относят анализ и синтез, дедукцию и индукцию, а также идеализацию, абстрагирование, идеализацию и формализацию. Подробные определения каждого метода можно прочитать здесь.

  • Эмпирические методы можно условно назвать практическими – это методы, основанные на опыте. Помимо общеизвестных эксперимента и наблюдения к ним также относится большинство специальных методов;
  • Помимо теоретических и эмпирических, в соответствии с областью применения выделяют общенаучные и специальные методы исследования;
  • Специальные методы – это инструментарий исследователя в какой-либо конкретной области. Так, например, к этой категории относят бактериологическое исследование в медицине динамическое моделирование в экономике;
  • Кроме общенаучных и специальных существуют также междисциплинарные методы, относящиеся ни к одной и ни ко всем, но сразу к нескольким наукам. Широко распространённым междисциплинарным методом является математический. Помимо этого, в каждой научной сфере могут быть свои, более подробные классификации, делящие методы и по другим признакам.

Не следует путать методы исследования и исследовательские методики, зачастую обозначающиеся по фамилии изобретателя.

Обычно исследовательские методики играют второстепенную роль, являясь скорее вспомогательным инструментом практической работы на каком-либо этапе анализа. Их нужно указывать во введении не в качестве метода, что является ошибкой, а отдельно. Методы исследования не следует путать с исследовательскими методиками, зачастую обозначающимися по фамилии изобретателя.

Гипотеза исследования в дипломной работе

Гипотезой называют научное предположение – идею, требующую доказательств. Гипотеза тесно связана с остальными элементами введения дипломной работы, в особенности с проблемой исследования. Их взаимосвязь заключается в том, что гипотеза в некотором смысле отражает путь решения поставленной проблемы.

В зависимости от области знаний, в рамках которой проводится исследование, обозначенная во введении гипотеза нуждается в теоретической или практической проверке, преследующей цель подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение.

В некоторых случаях гипотезу действительно нужно опровергнуть – в частности тогда, когда формулируется не одна, а сразу пара гипотез, одна из которых предполагает доказательство, а вторая – опровержение.

Гипотезу следует формулировать в соответствии с критериями научности – она должна быть верифицируема, иначе говоря, потенциально доказуема. В свою очередь, исследование должно не иллюстрировать, а критически проверять предположение.

В заключение хочется дать совет – несмотря на то, что введение рекомендуется писать после основной части, гипотезу следует продумать ещё на уровне разработки плана дипломной. Это никак не противоречит тому, что время окончательной формулировки гипотезы должно приходиться на заключительные этапы написания работы. Что касается самого (непосредственно) (собственно) формулирования, можно предложить несколько клише:

  • Если …, то …
  • Так как …, то …
  • Можно предположить, что…
  • … возможно при следующих условиях:

Скидка 20% на любую учебную работу